Генрих Бёлль. 3

 

Тогда мы еще надеялись, что в мире, разделенном двумя “к”, которые возводились в догматический абсолют, возможен третий путь. Мы не догадывались, что после краха коммунистиче­ской диктатуры пресловутая историческая победа будет одержа­на новой псевдоидеологической диктатурой неолиберализмана сей раз в глобальном масштабе и с последствиями, которые уже сейчас грозят коллапсом асоциальной системы. Но Бёлль еще тогда видел всю ее бесчеловечность, а потому, изменив сво­ей внепартийности, решил поддержать Вилли Брандта; высту­пая в октябре 1972 года на дортмундском съезде СДПГ, Бёлль сказал: “Существует не только уличйое насилие и не только в ви­де бомб, пистолетов, дубннок.и камней; существуют насилие и власть в виде банковских депозитов и биржевых котировок’^. В этих словах он выразил свое презрение по отношению к любой власти и любым власть имущим, не ведающим стыда; *

Летняя погода. Мы вышли из церкви, где священник гово­рил какие-то проникновенные слова, которые я не запомнил.

На мне взятый взаймы черный мешковатый костюм. И Тут слу­чилось нечто, что было совсем в духе Бёлля и что наверняка на­всегда затемнилось всем опечаленным друзьям, собравшимся проводить его в последний путь: перед медленно катящимся ка­тафалком, за которым шла семья и тянулась длинная вереница друзей, пошел цыганский оркестрик, играя грустные мелодии, которые одновременно походили на танцевальные.                         - г

Подпись: Гюнтер Грасс- Когда хоронили^ Вероятно, дорога от церкви и часовни до кладбища в Борн- хайме под Кёльном была не долгой^ но в моей памяти она растя­нулась. Мне до сих пор слышится та цыганская музьйса. Мелодии, которым ведомы страдания и которые всетаки приносят ра­дость. Такова была его воля, не скажу— последняя. Желание Iмиролюбиво-неуступчивого человека, который, страдая и со­страдая, хотел бы — как мне кажется—жить наподобие первохри- I стиан, но мог сильно разгневаться при столкновении с нынеш­ним священником, претендующим на роль ревнителя истинной веры. Так в письме молодому католику, написанном Бёллем в 1 1958 году, еще во времена ‘‘экономического чуда”, есть слова об отцах церкви, справедливые до сих пор: “все они достаточно про­ницательны и умны, чтобы понимать, сколь пагубно безраздель- I     ное слияние церкви с ХДС, ибо слияние это чревато габелыо тео-

\ логии; читая сегодня высказывания теологов по политическим вопросам, не испытываешь ничего, кроме неловкости, потому I что произносятся эти высказывания исключительно с оглядкой на Бонн — за каждой фразой только угодливое ожидание покро-


вительственного похлопывания по плечу”