ретро плюс. 49

Тут вводится мотив «оборачивания», переходящего в подмену. Риторические формулы, фигуры речи, витающие в «пространстве дискурса», не столько совпадают с реальностью, сколько деформируют, подчиняют ее себе.

ретро плюс. 48

Похоже, что в этом произведении автор предвзят, в свою очередь несправедлив не только к своим героям, но и к самому духу шестидесятых.

ретро плюс. 47

Их вражда выписана Маканиным как всегда подробно, с обилием неброских, но значимых деталей.

ретро плюс. 46

В итоге повесть оборачивается горьким упреком, обращенным к обществу и жизненному укладу — упреком в алчности, бездуховности, эгоизме.

ретро плюс. 45

У Маканина есть рассказ «Полоса обменов», даже названием перекликающийся с повестью Трифонова.

Ретро плюс. 44

При этом писатель использует самые разнообразные ракурсы для показа жизненных ситуаций и людей, действующих в них: «съемка» ведется изнутри и снаружи, сверху и сбоку, крупным планом и дистанционно, в документалистской манере или с добавлениями гипербол и гротеска.

ПРОЩАЙ ДРУГИМ И ТЕБЕ ПРОСТИТСЯ. 11

Из неприятного - прочитал полумесячной давности интервью с По­кровским о «Русском» в «Нижегородской правде» и вечерний спор с Шаровым, закончившийся тем, что я его (да и остальных, бывших за столом) практически выгнал из своего кабинета. Тема спора — русский вопрос и предающая национальные интересы наша интеллигенция, бес­конечно кающаяся перед вконец обнаглевшими инородцами. МММ.

Сдвиг.

 

МНЕ ДВАДЦАТЬ, а я еще ничего не сделал. Не выиграл олимпиаду, не стал звездой, не открыл бизнес, не получил образования. Нужно что-то делать.

Я не дурак. Я знаю, что с потолка ничего не бывает. И талант нужен или природные данные.

Кольцо. 3

— ИЗВИНИ! Я НЕ ЗНАЮ, что это было, прав­да. Какое-то раздражение невыносимое. Изви­ни, — она говорила, но стояла спиной.

     Ну, если у тебя всегда такие «раздраже­ния» будут. Я же на тебя свои не вываливаю.

РИНТУВЬЕ И ТЕВЛЯТ.

Ринтувье стоял и смотрел на сопки, вершины которых баг­ровели в лучах восходящего ве­сеннего солнца. «Хорошо! - по­думал он, - снова, как и год на­зад, щебечут пуночки, собира­ясь стайками вокруг яранг. Эти крохотные живые комочки до­ставляют столько же радости, что и первые родившиеся теля­та, которые с приходом солнца и тепла наполняют душу моло­достью, необъяснимой силой и страстью к вечной жизни.»

СУХОЖИЛЫЙ. 2

А Маравье, бросив через себя в вверх Иулькута, как ни в чём не бывало, повернулся назад, пред­вкушая удовольствие быстрой и безоговорочной победы. Одна­ко рано было радоваться ему - он увидел, что Иулькут стоит на ногах, потом пружинистой лёг­кой походкой сделал несколько шагов в сторону Маравье и ока­зался не лицом к лицу, а сбоку от него. Дружный смех сородичей вывел из оцепенения Маравье, и он вновь (уже который раз) ри­нулся в схватку. Но Иулькут те­перь уже не допустил Маравье к себе даже на вытянутую руку, но делал различные прыжки во­круг него.

СУХОЖИЛЫЙ.

Весной Анкау привёз на оле­ньей упряжке Ремкилина в тун­дру. Всё лето мальчик провёл у старших сестёр - Гивынеут и Ротваль. Как и раньше, играл с соседскими мальчишками, удил рыбу, бегал, до самой осени за­быв о книжках, о школе. Извес­тие о смерти матери он воспри­нял молча, ни о чём серьёзно не задумываясь. Иногда только на какой-то миг мальчик стано­вился задумчивым, не по возра­сту серьёзным, и с его лица ис­чезала радостная улыбка, и в это время он еле сдерживал слёзы.

ТЫНАТВАЛЬ И ЕЁ ДЕТИ. 2

-      Это мне?

-      И тебе и мне, - улыбаясь, отозвался Анкау. - Вместе будем ездить.

-      Когда? - не терпелось знать мальчику.

-      А когда ездят на нартах? - с насмешкой поинтересовался старший брат.

КИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ - ИВАНОВ ХХ1 ВЕКА? 5

Что касается «удачников» и «неудачников». В от­личие от «физика» Кирилла Серебренникова «ли­рик» Антон Чехов считал: «Делить людей на удач­ников и на неудачников - значит смотреть на че­ловеческую природу с узкой, предвзятой точки зрения. Удачник Вы или нет? А я? А Наполеон?.. Где тут критерий? Надо быть богом, чтобы уметь отли­чать удачников от неудачников и не ошибаться.» (Из письма А.С. Суворину. 3 ноября 1888 г.)

По инициативе. 2

«Скорый фирменный поезд Красноярск — Москва от­правляется с третьего пути»,— объявил по вокзалу приятный женский голос. Последние провожающие, закончив проща­ния, поспешили к выходу. Через несколько минут вагоны со­става дёрнулись, зашевелились, поезд тронулся и начал свой путь к столице.

Святая земля. 4

Помимо прикосновения к святыням двухтысячелетней дав­ности, есть естественное человеческое восхищение и удивле­ние перед архитектурой Средиземноморья, ведением сельского хозяйства, оригинальной системой орошения виноградников, пальмовых рощ, аккуратностью и миниатюрностью земельных угодий по сравнению с нашими российскими и сибирскими необъятными просторами. Ведь сама территория Израиля по сравнению с нашей — миниатюрная: чуть больше четырёхсот километров в длину и более ста двадцати — в ширину. Мерки для россиян микроскопические.

Неадекватные истории. 1

  Юуичиро казалось, что он падает, летит в какую - то жуткую, непроглядную бездну и кричит, зовя на помощь. К вящему ужасу, он понимал, что никого нет, и его окружают лишь тьма, пустота и безмолвие. Это злило. Он пытался остановить падение, но ничего не выходило. Он неожиданно увидел напротив себя чёрное зеркало, а в нём. В нём был юноша, похожий на самого Юуичиро, но была и разница. Двойник, был старше лет на десять - двадцать, выше ростом с длинными волосами, а ещё у него были двенадцать пар крыльев.

Работник года. 2

В книге писателя-паломника Евгения Маркова «Путешествие по Святой Зем­ле» (СПб., 1891) читаем: «Русские особенно любят монастырь св. Саввы, и он из­древле был приютом для русских паломников и иноков. Большая часть его икон и украшений принесены русскими. Последнее возобновление монастыря в 1840 го­ду сделано было тоже русскими»14. После 1917 года число русских монахов в мона­стыре Св. Саввы резко уменьшилось; к 1952 году в древней обители подвизалось «около 25 человек, преимущественно греки, но было несколько человек иностран­цев и среди них трое русских»15.

Работник года. 1

В настоящее время эти монастыри принадлежат грекам и находятся в юрис­дикции Иерусалимской патриархии. Однако в деле возрождения этих обителей большая заслуга принадлежала России. Так, в 1878 году в Хозевитской обители поселился греческий игумен Калинник. Постепенно, с помощью Святогробско- го братства и благодаря щедрым пожертвованиям из России3, он отстроил кельи для монашествующих и «кафоликон» — соборный храм во имя Рождества Богородицы, с приделом Иоанна и Георгия Хозевитов и пещерным храмом про­рока Божия Илии. Как отмечалось в 1900 году, этот монастырь «возобновлен лет 20 тому назад православными монахами на пожертвования преимущественно русских паломников»4.

Пустыни. 4

Палестина, наряду с египетской Фиваидой, была колыбелью пра­вославного монашества. Здесь подвизались такие пустынножители, как преп. Сав­ва Освященный, преп. Герасим Иорданский, преп. Георгий Хозевит, преп. Фе­одосий, преп. Харитон и многие другие. «Было время при православных царях, от времен равноапостольного Константина до дней Ираклия, когда, как переда­ют древние летописи, в праздничный Христов день звон церковных колоколов непре­рывной цепью шел от Антиохии до Синая, на расстоянии слишком 800 верст, — писал отечественный палестиновед В. Н. Хитрово. — Те же древние записи сохрани­ли названия до 130 монашеских обителей в одной Палестине, которая, как известно, по пространству не больше самой маленькой из русских губерний — Тульской. Де­сятки тысяч ангелоподобных, по выражению тех же летописей, отшельников населя­ли в то время эти обители и пустынные дебри иудейские. Но вот настали иные вре­мена: прошли над многострадальной страной многие и многие бедствия от землетря­сения, от нашествия иноплеменных и, что еще хуже, иноверных и от междоусобной брани. Умолк звон колоколов; прекратилось тopжecтвенное возношение бескров­ной Жертвы; исчезли молитвенники за мир православный, и тем, которые, несмо­тря на все претерпенное, сохранили еще в Святой Земле веру Христову, приходится молиться в убогих храмах, едва ли по своему внешнему виду заслуживающих это название. Местонахождение значительного большинства из них даже неизвестно; большая часть их лежит в развалинах»1.

Пустыни. 3

Успешность и закрытость ордена иезуитов, утвержденного папой в 1540 году, всегда порождала неоднозначные оценки — от ненависти и яростных обвинений во всех смертных грехах до дифирамбов. Не раз будущим основателем ордена Иг­натием де Лойолой (1491 — 1556) и его сотоварищами интересовалась инквизиция. Но по итогам судебных разбирательств — а именно их добивался Лойола — инкви­зиция не обнаруживала ошибок ни в жизни, ни в учении обвиняемых. Протестанты и мыслители гуманистического толка видели в Лойоле мракобеса, а само слово «иезуиты» стало синонимом интриганства, двуличия, коварства. В 1773 году под давлением католических монархов Европы и деятелей Просвещения, недовольных слишком большим, простиравшимся по всему миру политическим влиянием ие­зуитов, папа Климент XIV упразднил Общество Иисуса. Указ проигнорировала только Екатерина II, высоко ценившая иезуитскую педагогическую систему, но впоследствии иезуитов из России выслал Александр I.

Пустыни. 1

Каирский рынок, где «можно найти заржавленный кинжал, каменную голову с надгробья, граммо­фон, серебряную пулю и осиновый кол... все что угодно». Пустыни Судана и пыш­ная растительность Коста-Рики. Непосредственные впечатления — это и контакты с коренными насельниками экзотических мест, их колоритные реплики, непред­сказуемые поступки. С. Арно пишет и о том, что осталось за кадром, что снимать запрещалось: обилие военной техники и вооруженных людей в Египте и в Судане.

Пустыни. 2

В современных спорах о цивилизационном своеобразии России нередки выска­зывания, очерняющие русскую историю и приписывающие русским негативные национальные черты. Доктор филологических наук Валерий Даниленко предла­гает искать характерные черты русского народа в его пословичной картине мира, ведь именно в пословицах, коллективным автором которых является сам народ, отражено обыденное мировидение этого народа, его нравственные представле­ния обо всех сферах жизни. Анализируется бессчетное количество пословиц, систематизированных по пяти рубрикам: мир, физическая природа, живая при­рода, психика и культура, материальная и духовная.

Огрызкин.

  Все так, все так, — не стал спорить Огрызкин, а дальше начал работать экспромтом, придумывать на ходу: — Да, я напрямую не говорил про экологию... Не говорил, да... Но я, э-э, подводил к ней, — тянул Огрызкин время, придумывая, что бы сказать, и таки придумал, стерва: — Вы ж народ-то темный — ну чисто ветхоза­ветные иудеи. Не дозрели вы еще до новозаветного «любите врагов ваших, благо­словляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих и гонящих вас». А вот вет­хозаветное «око за око, зуб за зуб» — это вы поймете. Вот я вам, если говорить образно, и молол про усталость металла, подсечно-огневую экономику, потому что до экологии вы еще не доросли. Вот как вам сказать в лоб, что в России промыш­ленность потому поднять не могут, что Бог не велит. Что огромная территория, ко­торой мы владеем, запланирована под рай, зафрахтована Господом, словно ковчег, для спасения человечества.