Работник года. 1

 

Монастырь Преп. Герасима приобрел современный вид благодаря рекон­струкции, проводившейся с 1882-го по 1885 год, на остатках византийской лавры Каламон. Инициатором реконструкции выступил архимандрит Антонин (Капу­стин), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме5. Монастырь Св. Иоан­на Предтечи, многократно разрушавшийся, был возрожден во второй половине Х!Х столетия. Причем действенным стимулом для обустройства обители была ак­тивная деятельность архимандрита Антонина (Капустина). «Чуть не вчера еще казалось до смерти страшным быть на Иордане, — писал о. Антонин. — Но лишь мы задумали строиться в Иерихоне, ревнивые греки сейчас же заняли развалины обоих иорданских монастырей (Предтечи и преподобного Герасима) и теперь живут в них безбоязненно»6.

В 1874 году в 40-дневном монастыре поселился русский инок Аркадий (Ко­нюхов), рассылавший повсюду письма с призывом к пожертвованиям «на Пещеру Христову». Постепенно он начал обустройство древних развалин и служил время от времени молебны для русских паломников. При Иерусалимском патриархе Ни­кодиме (1883 — 1890) за гору Искушения серьезно взялись греки. Русский монах ста­новится больше не нужен, и в феврале 1885 года Аркадий вынужден был оставить Святую Землю. Но материальную помощь монастырю по-прежнему оказывали из­вестные русские благотворители (баронесса А. А. Фитингоф, посетившая Святую Зем­лю в 1886 году, и московский купец, паломник и благотворитель П. Д. Каверин)7. На самой вершине горы Искушения перед самой почти Первой мировой войной на собранные главным образом в России средства был сооружен массивный фундамент для большого храма. Революция помешала дальнейшей постройке храма.

Архимандрит Порфирий (Успенский) — первый начальник Русской духовной миссии — еще в 1840-е годы писал о необходимости русского участия в просвеще­нии местного православного населения, так как Иерусалимский патриархат с этой задачей во всей полноте справиться не может. При участии о. Порфирия была от­крыта греко-арабская семинария в монастыре Св. Креста8. Во главе этого проек­та стояли Иерусалимский патриарх Кирилл и русский консул в Бейруте К. М. Ба- зили (соученик Н. В. Гоголя). Семинария была открыта в 1849 году, она стала первым плодом тех просветительских трудов, которые несли русские на Святой Земле в XIX и XX столетиях9