Греческое государство в V веке до н.э.

источник статьи

Введение 
В V-IV вв. до н.э., в Древней Греции, была сформирована система межклассовых отношений, определенная историками как развитое рабовладельческое общество, о чем говорят главные признаки хозяйственной структуры государства. Лучше всего эта система проглядывается в Афинах, которые являлись торгово-промышленным полисом Древней Греции.
Первый в истории образец демократического государства в Афинах, расцвет которого выпал на середину первого тысячелетия и был создан системой, которая сложилась под влиянием социально-экономических, этических и политических факторов и повлияла на его культуру, организацию и производительность. 
Исследователи не забывают о функционировавшей в Афинах в середине I тысячелетия до н.э., рабовладельческой демократической республике. Многие специалисты права и теории государства сопоставляют их с политическими, этническими и т.п., проблемами нашего времени. Из-за возобновления в России демократических институтов, изучения древней демократии в последние несколько лет набирает оборотов. 
Цель статьи – описать структуру созданной в Афинах системы политической демократии, механизма действия и назначения отдельных институтов. 
Первый раздел работы описывает самые важные реформы проведенные светилами демократии того времени Эфиальта и Перикла, также их значение для народа и демократии Афин. Второй раздел описывает внутриполитические принципы власти полиса, обусловившие черты афинской рабовладельческой демократии, и дает общую характеристику основным когортам населения полиса. В третьем разделе работы содержится список основных политических органов Афин, виды формирования их полномочий в единой системе народовластия.

1. Перикл и Эфиальт. Их реформы и место в истории Афинского государства. 
Середина первого тысячелетия богата греко-персидскими войнами, в которых были испытаны греческие войны и политическая система.
В то время в Афинах демократическая и олигархическая элиты боролись за политический престол. Тогдашняя демократия представляла интересы крестьян, ремесленников и богатых жителей Афин. Идеальным считался строй, при котором власть принадлежит большинству и представлена в виде Народного собрания. Крупные землевладельцы и аристократы, которые представляли олигархическое течение стремились чтобы власть была предоставлена лишь самому состоятельному населению, а гражданские права выражались прежде всего в возможности управлять государством. 
Демократия все же победила в данном противостоянии. Голосование для выбора архонтов заменили на жребий. Институт архонтов пришел в упадок а институт стратегов поднялся, о чем говорит возможность, данная всадникам быть избранными.
Эфиальт и Перикл были напрямую связаны с дальнейшей демократизацией Афинского государства, в середине первого тысячелетия до н.э.
Из биографии Эфиальта, кроме имени его отца Софонида, больше ничего не известно. Историки полагают, что он был представителем элиты общества, а избрание его стратегом об этом красноречиво нам доказывает. О Эфиальте говорили, как о справедливом и неподкупном человеке, с отличной репутацией. Он провел ряд законов, ущемивших права ареопага, который заменил совет старейшин, и был центром влияния для олигархической ветви власти. 
Суть реформы состояла в том, что Эфиальт отнял у ареопага право ветировать постановления Народного собрания и передал его в гелиэю (народный суд) посредством организации судебных тяжб над коррумпированными ареопагитами, тем самым, очернив их репутацию (462 г. до н.э.). К гелиэе, Совету 500 и Народному собранию перешел контроль за должностными лицами и надзор за исполнением законов. 
Одной из основных функций ареопага накануне реформы являлось слушание отчетов должностных лиц по истечении сроков их полномочий, а Эфиальт надеясь устранить возможности для коррупции, усложнил систему отчетов. Однако, он также дал ей возможность большей огласки и предоставил населению право контроля за политической жизнью должностных лиц. 
После принятия реформы была создана процедура, по которой магистраты предоставляли отчеты деятельности 10 логистам, которые избирались из Совета 500, не позднее 10 дней после складывания полномочий. Для дальнейшей проверки или устранения спорных вопросов логисты, после рассмотрения, передавали отчеты в гелиэю. Во время нахождения отчетов в Народном собрании, любой гражданин мог пожаловаться на магистрата своему эвтину (представителю своей трибы), на протяжении 3-х дней. После рассмотрения жалоба передавалась в гелиэю или фесмофетам. Получив жалобу, фесмофеты второй раз выносили на рассмотрение гелиэи отчет магистрата, и в этот раз решение было окончательно. 
Ареопаг, почти полностью лишившийся политической власти, был наделен некоторыми судебными полномочиями, которые также были обрезаны, оставив лишь дела религиозного характера и некоторые уголовные.
Эфиальт, также, запомнился древней традицией, выставлять все документы, декреты и постановления, для всеобщего обозрения на Агоре. Историк А. М. Строгецкой считал, что это укрепляло правовую основу афинской демократии, и являлось символом соединения законов и демократических институтов. Историк указывал на Эфиальта, как на пример умного политика, проводника мероприятий, хорошо спланированных, продуманных и предназначенных для совершенствование демократии. 
Некоторые западные историки, изучая Афинское государство, значительно занижают роль Эфиальта на становление демократического строя. Авторы некоторых исторических работ, результаты становления демократизации Афин, списывают на эволюцию общечеловеческих нравственно-психологических отношений, отрицая присутствие политической борьбы в полисах Древней Греции. Делая акцент в своих работах на такие отношения, историки твердят что новое демократическое общество сложилось без участия народа, и без какой-либо социально-политической борьбы.  
Концепция российских историков гласит что, “исследователи не только пренебрегают сведениями Аристотеля и Плутарха, объявляя их модернизаторской фикцией, но и не считаются с данными Фукидида, свидетельствующими о борьбе между сторонниками и противниками демократических преобразований в Афинах” в то время. 
Покушение на Эфиальта, со стороны, как полагают исследователи, сторонников олигархичных традиций, как ничто другое является показателем этой борьбы. Во главе борьбы за демократию в Афинах, после убийства Эфиальта, встал прекрасный политик и стратег, выходец из знатного афинского рода – Перикл. 
Перикл, кроме проведенных реформ, хотел вложить в принципы управления обществом политический профессионализм и сформировать новую социальную философию. Бессменно избиравшийся стратегом в 444/443-429 гг. до н.э., Перикл собрал команду из единомышленников, в которой состояли представители политической и интеллектуальной элиты общества, которые полностью поддерживали его в политической борьбе. 
Имя Перикла, связано Аристотелем с двумя важнейшими законами: о правах граждан и о оплате работы должностных лиц. Так как, народный суд составлял основу всего принципа демократий афинского государства, судьям была введена плата прежде всего. Ежегодно в разного рода судебных комиссиях гелиэи, отрываясь от повседневности заседали 6 тысяч граждан Афин. Суд решал большое множество споров между афинским населением, союзниками Афин по морскому союзу, в то же время становясь важнейшим инструментом их контроля.
Вводя зарплату чиновникам, Перикл открыл дорогу к власти и полномочиям огромному кругу афинских граждан, включая малообеспеченные версты населения. В своем творении “Афинская полития”, Аристотель сказал об этом следующими словами: “Жалованье получает, во первых, народ за рядовые народные собрания - по драхме, а за главные - по 9 оболов. Затем в судах получают по 2 обола; члены Совета - по 5 оболов, пританы - по 6, архонты - по 4.” 
Гражданская реформа, которую провел Перикл, находилась в тесном союзе с выплатами чиновникам зарплат и объявляла, что гражданами Афин могли считаться лишь те, чьи оба родители были афинянами. Это нововведение историки описали по-разному, но согласно Аристотелю, оно было неизбежно из-за сильно разросшейся общины населения, а гражданство было одним из важнейших условий благополучного процветания демократического государства. С помощью гражданской реформы, Перикл хотел сформировать оптимальный по численности, гражданский коллектив, в котором на то время было заинтересовано население Афин. 
Перикл продолжил введение реформ, сократил полномочия ареопагов, а также “особенно решительно настаивал на развитии у государства морской силы...,” что также являлось одним из приоритетов афинского населения. 
Мы видим, что Перикл своими реформами проводит более четкую черту между полномочиями, данными тому или иному органу власти. Народное собрание возглавило законодательную власть, Совет 500 и магистраты – исполнительную, а гелиэе – судебную ветвь власти. На укрепление демократии также повлиял метод избирания чиновников на большинство государственных должностей, с помощью жеребьевки.
Можно с уверенностью сказать, что Эфиальт и Перикл, с помощью своих реформ, ускорили процесс формирования демократии в рабовладельческих Афинах, и запустили саму демократию в работу. В формировании государства и государственных вопросах, в выборах на избирательные должности и в Народное собрание, получили возможность принимать участие широкие круги населения, которых гражданская реформа объявляла гражданами Афин, без исключения. Плата за выполнение должностных обязательств дала возможность для политической жизни, даже малоимущим и малообеспеченным гражданам. Также был введен, признан и функционировал принцип свободы слова для любого человека. 

2. Основные черты афинской рабовладельческой демократии. 
Даже после демократизации социальные противоречия присущие афинскому государству, всё же остались. Но историки не могут сойтись во мнении, насколько велико было имущественное неравенство среди населения Афин в середине первого тысячелетия до н.э. Одни историки твердят, что развитие собственности привело к разделению населения. Они говорят, что население делилось на две когорты: немного богатых собственников и основное множество, которые были малоимущими. Также ходит мысль о количестве рабов значительно превышающую количество свободных граждан.
Некоторые исследователи делают более умеренный акцент, который гласит о том, что “структура полисного хозяйства, довольно высокий удельный вес средних слоев населения, проведение мероприятий по поддержанию стабильности гражданского коллектива не способствовали резкому имущественному расслоению" афинского общества. А если взять во внимание небогатую жизнь и быт греков V века до н.э., можно сделать вывод, что свободного человека тяжело было отличить на вид од раба.
Но какой бы точки зрения не придерживались историки, Афинам присущи следующие слои населения: 1) зажиточные граждане-рабовладельцы, 2) демос - полноправное в политическом отношении, но бедное или среднее по своему имущественному положению население, 3) метеки - свободное, но политически неполноправное население неафинского происхождения; 4) рабы. 
Греческих рабовладельцев в V в. до н.э. в целом было довольно немного и состояли они из собственников земельных владений, ремесленных мастерских, торговых кораблей и т.п. Политические взгляды не являлись одинаковыми, а были разнонаправленными и составляли три фракции. Первая представлялась старинной земельной аристократией. Они хранили традиции, мечтали об олигархичном порядке, пользовались значительным престижем и политическим авторитетом, избирались на должности высших магистратов. 
Во вторую группу входили рабовладельцы, ремесленники и торговцы, которые были заинтересованные в развитии товарно-денежного дела и являлись наиболее динамичной частью господствующего класса. Хотели активной внешней политики и умеренно демократизированной внутренней политики.
Демос Афин состоял из мелких землевладельцев, ремесленников, матросов и т.п., также бедного населения. Демос по численности немного превышал рабов, оны были бедны и малоимущие, вели хозяйство, могли иметь рабов и несколько гектаров земли. 
Наименее стабильным было положение имущества простых горожан, а государство обеспечивая их работой, предоставляло им необходимый минимум для существования.
Основными группами свободных мелких производителей были: а) мелкие землевладельцы; б) ремесленники и торговцы, обладавшие гражданскими правами, и в) метеки, не имевшие статуса гражданина. Естественно, что и политические взгляды каждой группы этого слоя населения кардинально различались. 
В V веке до н.э. афинское государство вело очень осторожную и продуманную политику, по отношению к каждому из малообеспеченных классов населения. Так, крестьяне-собственники были освобождены от налога, а бедные и малоимущие переселялись в многочисленные колонии, где каждому предоставлялся удел земли. Только при Перикле - в результате введения так называемых клерухий, около 10 тысяч малоимущих и безземельных граждан Афин переселились в разные колонии.
Также во время проведения своей политики, ориентированной на равенство населения, власти следили за ценообразованием продуктов, особенно хлеба как основного продукта питания, и на торговцев и пекарей, нарушающих ценовую политику накладывались большие штрафы. Для культурного развития населению выдавался, так называемый, теорикон – денежное пособие на посещение театра.
Власти проводили политику сглаживания социальных противоречий осознанно и старались поддерживать социальную стабильность и постоянство.
Тому доказательством, направленные некоторые ограничения прав на собственность, мероприятия. Например, богатые граждане афинского государства, после распределения, обязывались выполнять повинности особого рода в пользу государства - литургии. Разновидностями литургии являлись хорегия – обязанность создать и содержать хор, обеспечивать его участие в празднествах, или триерархия - обязанность оборудовать торговое судно (государство обеспечивало строительство деревянного каркаса судна, а гражданин - его оснастку, подготовку, содержание экипажа и все остальное) и другие. Литургия представляла из себя своеобразное ограничение частной собственности в интересах всех полноправных членов общества. 
Благодаря такой политике, в греческих республиканских полисах, в частности - в Афинах, отсутствовала придворная знать, государственная бюрократия. Также в афинском государстве не было замкнутого военного сословия и не существовало могущественных жрецов. 
Расходы на проведения демократических реформ, во время правления Перикла, частично покрывались с казны налогов внешней политики, которую проводила империя. Например, союзные города, которые входили с Афинами в морской союз(архе), обязаны были систематически уплатить особый морской налог - форос
Метеки – чужеземцы которые жили в Афинах, и в их числе были как более, так и менее зажиточные лица – правоспособность которых была ограничена. Они не имели права приобретать землю и недвижимость, избираться на должности, участвовать в Народном собрании, создавать семьи с афинянами. У каждого метека должен быть простат – посредник для правительственных вопросов, споров и т.д. Также они притягивались к военной службе и некоторым другим повинностям.
Численность метеков в Афинах было около 15-20% от общего числа населения Афин, а главное, что у них отсутствовало – полноправное гражданство. Через такую проблему они были социально и экономически не активны, что создавало напряженность. Но время от времени, государство выборочно в виде исключения предоставляло метекам гражданские права. Например, после победы над олигархией называемой тиранией тридцати, часть метеков помогавшая демократическому ладу, по решению Народного собрания получили гражданские права.
Поэтому, население Афин не было однородным. Как уже говорилось, полноправными считались граждане, у которых оба родители афиняне, и после 18-тилетия они получали свои права и зачислялись в списки членов дома.
У полноценных граждан Афин были как права, так и обязанности. Самым существенными были права на свободу и независимость от любого другого человека, на земельный удел и экономическую помощь от государства во время затруднений. Также существовали права на ношение оружия, служить в ополчении, принимать участие в гос. делах – Народного собрания, Совета 500 и т.д.
Фукидид в своих работах, описывая афинской демократию замечал, что “скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству.” Количеством имущества были ограничены лишь те, кто избирался на финансовые должности, т.к. в случае трат чиновник возмещал ущерб и штрафы из своих собственных средств. 
Почитание, защита античных богов, общественные празднества, покровительство и защита закона – особые привилегии полноправных граждан Афин.
Но также на граждан возлагались обязанности, в их числе беречь имущество и трудится на своем участке. Также, граждане обязывались помогать полису, защищать от врагов, не нарушать законов и слушать избранников власти, а также участвовать в общественных делах. На счет этого Фукидид писал - “Только мы одни считаем не свободным от занятий и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности”. Также граждане от 18 до 60 лет считались военнообязанными.
Для гражданина Афин была честью, ответственность иметь гражданские права. А за нарушение прав и совершение преступления гражданин мог быть обесчещен, ограничен в правах.
Последняя когорта населения, рабы, составлявшие 30-35 % всего населения Афин. Рабы не имели ни прав, ни свобод. Рабы использовались для обеспечения труда в работах по дому, в разного рода мастерских, при строительстве и т.д.  Основной массой рабов в Афинах в V в. до н.э. являлись люди иностранных корней - фракийцы, скифы, и т.п.
На рабах также зарабатывали, сдавая их в аренду. Самых умных и сообразительных рабов хозяева наделяли некими привилегиями: определенная свобода передвижений, отдельное жилье, инструменты. Такие рабы занимались своим ремеслом и выплачивали хозяину за это налог – оброк. На эксплуатацию одного раба в день в то время можно было заработать до 2 оболов или прокормить семью из 2-3 человек.
С точки зрения власти, некие права рабы все же имели. Запрещалось беспричинно их убивать или истязать, так как это приносило определенные волнения в народе. Ксенофонт говорил - “Очень велика в Афинах распущенность рабов и метеков, и нельзя тут побить раба, и он перед тобой не посторонится.” Но с правовой точки зрения это ничего не меняло, так как, рабы все же оставались собственностью, и люди относились к ним, как к вещам.
Рабы были в собственности как у граждан, так и государственные. Разница заключалась в возможности, государственных рабов, иметь право собственности и распоряжаться ею. Иногда встречались случаи выкупа или отпуска раба на волю. Такие рабы в последствии приравнивались к метекам с их правами.
Женщины в Афинах не имели никакого доступа к власти и были исключены из политики, разве что каким-либо способом управлять мужчиной политиком.
В целом демократию в Афинах можно описать словами противника их политической системы, античного историка Ксенофонта. Он сказал -” Избрав себе такой строй, они избрали такой порядок, чтобы простому народу жилось лучше, чем благородным”, однако, в этом высказывании можно было найти много «но». Только именно народ и делал афинское государство таким могущественным.

3.Формирование и функционирование основных органов Афинского государства V-IV вв. до н.э.
В состав органов власти в Афинах половины первого тысячелетия до н.э. являлись: Народное собрание, Совет 500, гелиэи, коллегия стратегов и коллегия архонтов. 
Главным из вышеперечисленных являлось Народное собрание (экклесия) - суверенный и законодательный орган Афин. Участвовать в его работе имели право все полноправные мужчины в возрасте от 20 лет, независимо от имущественного положения.
Народный совет обладал довольно широким кругом полномочий, которые охватывали практически все аспекты жизни Афин. Народный совет принимал законы, решал военные и избирательные вопросы. Здесь отчитывались перед народом магистраты, после окончания строка их службы, рассматривались споры по продовольственным вопросам. Бюджет также рассматривался и утверждался в Народном собрании, как и вопросы воспитания юных граждан Афин.
Остракизм – чрезвычайное мероприятие, также входило в компетенцию Народного совета. Для охраны главных законов в народном совете была создана специальная коллегия номофилаков, которая имела свои специфические права и полномочия, и получала их непосредственно от Народного собрания. «Хранители законов», строжайшим образом, соблюдали за их соблюдением органами власти афинского государства. 
Любой гражданин заседавший в Народном собрании имел право выступить на трибуне с письменной жалобой против лиц чьи предложения в экклесии нарушают государственные законы, или с чрезвычайным заявлением о преступлении против государства.
Институт “жалоб на противозаконие” гарантировал выполнение основных законов, без правок и изменений, также оберегал законы от ограничения в ущерб народных прав, посредством законодательных актов. Основной колонной и подлинной опорой демократии и конституции Афин стала возможность любого афинского гражданина подавать жалобу на противозаконие или беззаконие.
Демократичный устав и порядок работы, одно из основных отличий Народного собрания. Слово предоставлялось любому участнику Народного собрания. Во время выступления на трибуне оратору запрещалось повторятся и оскорблять оппонентов, а говорить разрешалось только по сути дела и т. п.
Сборы Народного собрания проводились довольно часто по тем меркам. Из работ Аристотеля можно сделать вывод что Экклесия проходила где-то раз в 8-9 дней. Очень часто проводились и внеочередные собрания, на одном из которых был выставлен вопрос, по словам Аристотеля, интересовавший народ, ведет ли Собрание правильную политику или нет.
На Народном собрании председателем являлся также и председатель пританов.
Со временем в конце V века до н.э. простые граждане Афин за посещение экклесии стали получать плату в размере 1 обола, затем плата увеличилась до 3 оболов, что сделало возможным присутствие на Народном собрании даже малоимущих и малообеспеченных граждан.
Совет 500 именуемый булэ, также играл очень важную роль в становлении демократии в Афинах, являясь одним из главных демократических институтов. Булэ представлял исполнительную власть, был также наделен некими правами законодательства. В состав Совета 500 входили полноправные афинские граждане достигшие 30-летнего возраста. С каждого из 10 территориальных округов Афин (фил) избиралось по 50 человек. 
Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые в последующем подавались на обсуждение в экклесию. Булэ делал заключения предварительного характера по всем рассматриваемым вопросам, без которого постановления не выносилось.
Также Совет 500 наблюдал за Народным собранием, а именно за принятыми решениями, контролировал всех участников собрания и их деятельность, заслушивал отчеты последних. Совет 500 организовывал, также, строительство афинского флота.
Совет 500 являлся контролирующим органом в вопросах всех общественных построек, исполнения государственных и общественных дел, а также делал проверки (докимассии) 9-ти архонтов и всех кандидатов в свои лавы на последующий год. В компетенции Совета 500 привлечение к суду государственных чиновников расходовавших или растративших государственные средства. Все приговоры булэ могли быть обжалованы в гелиэе.
Контролем за всеми повседневными делами афинского государства занималась десятая часть совета – одна фила. Срок дежурства назывался одна притания, и свои обязанности пританов филы исполняли в определенной последовательности, на протяжении 36 дней для первых четырех фил, а для всех остальных по 35 дней. Обязанностью пританов являлось собрание Совета 500 каждый день, а Народного собрания каждую пятницу. 
Председатель для Совета 500 избирался каждый день членами притана путем жеребьевки и в последствии он также возглавлял Народное собрание. Совет заседал каждый день кроме неприсутственных дней.
Совет 500 в одном составе заседал один год, после окончании которого отчитывался о своем деянии перед народом. Каждый год происходило обновление Совета 500, а повторное избрание в члены Совета разрешается через несколько лет не больше одного раза. Члены совета получали жалование – 5-6 оболов.
Ареопаг сохранился как государственный орган Афин V века до н.э. В его составе приседала аристократия путем избрания пожизненно. В функции ареопаг входило наблюдение за состоянием нравов общества, а также он выступал в роли судебного органа для рассмотрения дел об убийствах, поджогах, нарушениях религиозных правил и нанесении телесных повреждений.
Коллегия стратегов и коллегия архонтов также возносили на себе функции исполнительной власти.
Из наиболее влиятельных и богатых граждан Афин, путем открытого голосования поднятием рук избирались десять стратегов. На плечи стратегов возлагалось командование и верховное руководство всеми вооруженными силами Афинского государства. Коллегия стратегов имела особенный спрос и влияние во времена, когда значения армии и флота были высоки.
Если следуя законам, все стратеги обладали равными правами, и властью на них были возложены абсолютно идентичные обязанности. На самом же деле, по неписаному обычаю, один из стратегов обладал высшими правами и занимал главенствующую позицию в коллегии и в государстве. 
Коллегия архонтов вела религиозные, семейные дела, а также дела по вопросам нравственности. В состав коллегии входили девять архонтов, из которых – шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх, а также десятый, их секретарь с помощью жребия избирались с каждой филы по одному. После избрания Совет 500 подвергал архонтов докимассии, и окончательно утверждались в должностях посредством подачи камушков в гелиэе.
Высший судебный орган – гелиэя, осуществлял деятельность под контролем архонтов. В состав гелиэи входило 6 тысяч граждан, по 600 из каждой филы, которых избирали архонты из числа полноправных граждан более 30 лет.
Гелиэя рассматривала государственные дела, споры союзников Афин и дела их граждан. Гелиэя, также, участвовала в процессе охраны конституции, что прибавляло ей политического веса и функции ее выходили за пределы судебных споров.
Кроме гелиэи в распоряжении власти были еще некоторые судебные органы: ареопаг, 4 коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия 40. 
Так, исходя из работ Аристотеля, сделан вывод, почти все чиновники занимали свои должности “входящие в круг обычного управления”, путем выборов, посредством жребия. Исключение, военные должности и “казначей воинских сумм, заведующей зрелищным фондом и попечитель водопроводов”, избрание которых проходило “поднятием рук”. 

Увеличенное количество коллегий привело к участию, всех категорий граждан, в правлении Афинами, к их посменной работе, и отчетности перед Советом 500 и Народным собранием.
Заключение 
Государственный строй Древних Афин сложился как рабовладельческое демократическое республиканское государство.
Афинская демократия V века до н.э., это хорошо развита и организована политическая система, основы которой лежат в плоскости взаимодействия всех важных демократических институтов Афин – Народного собрания, Совета 500, гелиэи. Должности занимали граждане, посредством выборов на определенный строк и в определенной коллегии и были подотчетны определенному органу. Данная система дала возможность кроме участия в управлении, контроля афинской конституции.
Данная система сложилась в условиях борьбы с олигархичными типами правления, но широкие массы продвигавшие народовластие одержали значительную победу.
Афины обладали строем демократического государства, в правление которого привлекалось все полноценное население. А государство заботилось о их благосостоянии и культурном развитии. Фукидид сказал, что люди в данной системе были политически и нравственно свободны, и в последствии создавалась возможность развития и совершенствования для каждого.

источник статьи