наш север. 39

 

Это назидание актуально и сегодня, и бук­вально, и не буквально. Так, приводя, привлекая в Церковь человека сегодня, например, опасно сделать его фарисействующим обрядоверцем или же, напротив, либерал-обновленцем, теря­ющим природные добродетельные начала, а будущего священника — требоисполнителем. Святителя Иннокентия беспокоила и эта про­блема.

В письме обер-прокурору НА Протасову (от 2 июля 1845 г.) он пишет, говоря о народном обра­зовании России: «Мысли мои заключаются в том, что мы как пастыри, как учителя, как пре­емники Апостолов, непременно должны соот­ветствовать своему званию, т.е. мы должны учить. Но по нынешним действиям нашим мы ничто иное, как жрецы, как совершите - ли таинств и обрядов. Большая часть на­рода, целая масса народа - остаётся совер­шенно без всякого учения и назидания. Если когда и говорятся поучения простому народу, то они или не могут понять их, или вообще счи­тают их таким же чтением, как чтение дьяч­ков. Кто же будет учить детей, если сами взрос­лые не обучены этому?».


Эти слова, конечно, актуальны для нас и сейчас. Между тем, в этом же письме к обер-прокурору епископ Иннокентий говорит:
«..Врусском наро­де есть столько добрых качеств и столько пре­красных элементов, что из него можно сделать поистине первый народ, а в уважении к религии едва ли кто и теперь сравняется с ними. Про­стой народ очень любит слушать беседы о бо­жестве (как они говорят), и потому можно бытьуверену, что к слушанию бесед детских бу­дут приходить и взрослые, и особливо старушки и старики».

***

Кстати говоря, хороший пример и урок неко­торым, очевидно, несколько закосневшим в «жреческом» состоянии архиереям в статусе чле­нов Св. Синода преподал никто иной, как импе­ратор Николай I. И.П. Барсуков, автор дореволю­ционных книг о свт. Иннокентии, по его сочине­ниям, письмам и рассказам современников, ци­тирует место из брошюры американского свя­щенника Карла Хейля, вышедшей в Лондоне в 1877 году, где тот пишет, что «после 16-летних миссионерских трудов, отец Вениаминов был послан в Петербург, ходатайствовать о помощи для миссии. Император Николай I предложил Св. Синоду оказавшегося столь надёжным свя­щенником, как овдовевший отец Иоанн Вениа­минов, отправить обратно на поприще трудов его, в сане епископа... «Ваше Величество,