Советское ретро. 3

 

рекомендуем техцентр

 


-     Здравствуйте, Лола Уткировна! Насколько мне известно, вы родились в семье институтс­ких преподавателей. Скажите, пожалуйста, по­влияло ли это на то, что вы, можно сказать, по­шли по стопам родителей и стали не только известным «человеком науки», но и выбрали пре­подавательскую деятельность? Почему всё-таки вы решили окунуться в научную сферу?

-     Когда я ещё училась в школе, моя матушка, литературовед Динэра Михайловна Выгорбина ста­ла работать над докторской диссертацией по лири­ческой драме - о творчестве сегодня знаменитых драматургов Александра Вампилова, Виктора Ро­зова, Алексея Арбузова, Александра Володина. Она мне и младшему брату постоянно читала главы из своей диссертации, статьи, посвящённые этим дра­матургам. Всё в нашем доме было проникнуто творчеством и любовью к книгам, театру. Когда матушка уезжала, меня опекали её друзья - искус­ствовед Елена Ефимовна и литературовед Евгений Борисович Тагеры, они дружили с Ахматовой, Цве­таевой, Пастернаком, автографы и рукописи этих прекрасных поэтов хранились в их доме. На стенах висели портреты красавицы Елены Ефимовны ра­боты знаменитых художников Р. Фалька, А. Фонви­зина. И мне с раннего детства казалось: нет ничего более интересного, чем заниматься литературой и искусством и преподавать. Дома у нас постоянно бывали студенты, учившиеся у матушки и у батюш­ки. И я понимала: только так, из рук в руки и пере­дается литературная традиция, любовь к литерату­ре и книге... В восемь лет матушка захватила меня в гости к Корнею Ивановичу Чуковскому, и мне стало ясно: это не только знаменитый детский поэт, но и блестящий знаток современной литературы - они говорили о творчестве тогда полузапрещённо­го Александра Солженицына, о современном теат­ре, а я бегала вокруг и слушала.

-     Ваша первая публикация - большое эссе о Симеоне Полоцком в газете «Литературная Рос­сия». Ведь это именно та газета, на страницах ко­торой появились имена Александра Карасёва, Ми­хаила Земскова, Алисы Ганиевой и многих других. Как это произошло?

 

-     Вы не совсем правы. Я дебютировала в эфире всесоюзного радио в 12 лет со стихами памяти Чу­ковского : я прочитала их на летнем празднике - ко­стре, посвящённом памяти замечательного писа­теля, по просьбе литературоведа Владимира Глоцера и дочери Корнея Ивановича Лидии Корне­евны Чуковской, которая потом прислала мне очень хорошее письмо. А затем уже гораздо позже, когда я училась на третьем курсе филологического фа­культета МГУ, я поехала в Минск, чтобы лучше понять творчество основоположника восточносла­вянской поэзии белорусского монаха Симеона По­лоцкого. И друзья привели меня в журнал «Мала- досць» (белорусский вариант «Юности»), где в декабре 1979 года и вышла моя первая статья под названием «Вечные строки» (на белорусском язы­ке). В Минске со мной познакомился сотрудник «Литературной газеты» и пригласил опубликовать материал про Симеона Полоцкого в их издании, но, когда он привёл меня в отдел критики к редактору Владимиру Радзишевскому, тот, узнав, что я сту­дентка третьего курса, а не аспирантка, испугался и отвёл меня на соседний этаж, где тогда располага­лась редакция газеты «Литературная Россия». А там меня тепло приняли пожилой драматург Павел Пав­ловский и молодой поэт Геннадий Калашников. С тех пор, с декабря 1979 года я начала печататься в этой интереснейшей газете, которую читаю до сих пор.