Советское ретро. 4

 

-     Вы написали огромное количество статей и книг по вопросам истории культуры, изобрази­тельного искусства, литературы и социальной пе­дагогики, переведённые на разные языки и от­меченные всероссийскими и зарубежными премиями. Как вы считаете, чему именно вы обя­заны своим успехам?

-     Моя жизненная стратегия всегда была про­стой - наступать по всем фронтам. Если меня пытались вытеснить из критики, я уходила в ис­кусствоведение, если не брали на работу в акаде­мический институт, где можно было бы занимать­ся литературоведением, я отступала в академию образования. У меня всегда было несколько ли­ний саморазвития - и каждая из них была мне интересна по-своему. Главное для меня было - ни с кем не воевать, а делать что-то позитивное.

-     Вы - участник и организатор различных международных и всероссийских конференций и образовательных чтений. Расскажите о самой за­поминающейся вашей поездке и чем именно она вам запомнилась.

-     Наверное, это поездка на Аляску, где мы с дру­зьями проводили Дни русской литературы несколь­ко лет назад. Моя дочь, Мария Бахтинова, придума­ла очень интересную программу для школьников, приучающую их любить и понимать животных. Она оказала и на меня огромное влияние. Может быть, именно поэтому меня так потрясла природа этого чудесного уголка, возможность увидеть рядом - танцующих китов, проснувшихся медведей, гиган­тский ледник.

-     Вы читали лекции по различным проблемам литературы и истории в России, Польше, США, Болгарии, Австрии и Турции и других странах. Что делает вас одним из самых приглашаемых про­фессоров. Скажите, как вы распределяете своё время и удаётся ли совмещать отдых с научной деятельностью?

-     Наверное, я просто не умею отдыхать. Я вме­сто отдыха пытаюсь изменить характер деятельнос­ти: пишу о литературе, потом читаю или готовлюсь к лекциям, потом начинаю собирать материал для будущей книги о художнике-эмигранте или по ис­тории культуры, потом редактирую свой альманах или тексты юных авторов, или составляю сборник произведений по результатам наших международ­ных чтений. Когда я впервые в жизни попала в сана­торий этим летом и поняла, что санаторный режим не позволяет мне заниматься литературой - сплош­ные процедуры и лечебная физкультура, я стала вставать в 4 часа утра, чтобы хотя бы три часа, до 7-часовой утренней зарядки заниматься литерату­рой, творчеством и редактированием. Так и про­шли 24 дня в санатории «Форос»: каждый день я поднималась в 4 утра, а в 22 часа впервые в жизни ложилась спать (в Москве я обычно ложусь спать в 2 часа ночи или в 4 утра, чтобы подняться в 7 часов).

-     Я уверен, что ваши труды были отмечены наградами на различных уровнях. Скажите, ка­кое ваше наивысшее карьерное достижение до настоящего момента? И что вы мне посоветуете, чтоб добиться того же.

Я очень не люблю карьеристов. В этом году моя любимая ученица, мечтавшая до встречи со мной стать математиком, поступила в Литератур­ный институт, написав эссе на две странички «Обо­снование существования Бога». Конкурс был 750 человек на 75 мест. Я счастлива, что удалось ей по­мочь и верю, что мы ещё услышим её имя - ей 18 лет, её зовут Катя Лошакова. Я верю: творческий человек продолжается в учениках и остаётся в кни­гах. Я всегда радуюсь, когда узнаю, что кто-то про­чёл и тепло отозвался о моей книге или статье. При­ятно, что в этом году мне вручили престижную премию Уральского федерального округа - я мно­го писала об уральских писателях и не раз руково­дила семинаром молодых писателей в разных го­родах Урала. Радовалась, получив от польских коллег почётную медаль «Мицкевич-Пушкин» этим ле­том. Но самое главное - успехи учеников... Я ду­маю, самое важное -