Концепция Ада в «Божественной комедии» Данте.

 

В путешествии по Аду писатель имел за главную идею изображение жизни и глубинного смысла одновременно трех слоев бытия: в его произведении сразу идет речь и о личных переживаниях, и об истории общества, и об устройстве природы .конца поэмы.

Ад - это праздник справедливости. Но  божественная справедливость и человеческая не одно и то же. Ветхий и Новый завет говорят об неизменном праве Бога оказывать расплату за каждый совершенный при жизни грех. Но когда сам писатель начинает судить грешников, нередко можно увидеть нахлынувшую жалость.

По Средневековой модели наказаний  было всего две крайности: или муки в аду, или блаженство души. Однако, отголосок Ренессанса в Комедии Данте можно заметить в путешествии души после жизни (и в Ад, и в Рай).

В поэме очень четко продуманная система загробной жизни по католическому учению о кающихся грешников  и богоугодных праведников. Данте педантично расписал все смертные кары, возмездия и награды, обусловил основные направления поэтического повествования и разделил поэму на три части: Ад, Чистилище и Рай.  

Путь Данте начинается снизу земли, потому что именно там вход в Ад. Поэт представляет Ад в виде огромной круглой пропасти, которая сужается ближе к центру земли. На ее кругах расположены осужденные на вечные муки грешники. Данте не может сойти с адской тропы; так как уже став на тропу, он должен пройти ее до конца - к центру земли, то есть до глубины греха, который олицетворяет Дьявол. Далее он поднимается на поверхность земли и попадает в Чистилище – гора с семью террасами. На них размещены грешники, которые искупают свою вину   надеются на прощение. После этого Вергилий оставляет поэта и у Райских ворот его встречает Беатриче. Рай представляется в виде большой розы с лепестками, на которых находятся души праведников. Как раз над праведниками, в лучах ослепительного сияния, находится Бог.

Таким образом, путь поэта идет с самого низа и вверх, должен показывать очищение души от прошлого, греховного и тленного и приолучение к вечному, правильному, духовному. Темнота, царящая в Аду, символизирует не только тьму греха, но и мрак неведения. Значит, это еще путь души к свету веры. Такая поэтическая идея получила название «готической»  потому что готическая архитектура и изобразительная пластика строится на контрасте высокого и низкого, верха и низа, темного и светлого, телесно-материального и духовно-утонченного . Без учета пространственных границ Возрождения распространялось по всей территории Европы, несмотря на религиозные и духовные убеждения. Тема потусторонних учений жанра «видений» или «хождений по мукам»разрабатывалась, также, в аналогичном направлении и за пределами Западной Европы, а именно: похожим является древнерусский апокриф «Хождение Богородицы по мукам» XII в., и мусульманские сказания о видении Магомета, который видел пророческий сон, где были ярко изображены мучения грешников в границах ада и райским блаженством праведников.

В строении картины Ада Данте взяты за основу христианские модели мира. Поднявшийся против Бога ангел Люцифер вместе со своими сторонниками был сброшен с девятого неба на Землю и упав, создал огромную яму  в которую потом вмерз. Образовавшаяся воронка, а именно подземное царство, и является Адом, которое ждет грешников, даже на тех, которые еще тогда не родились  , поскольку на Земле того времени еще не было никакой жизни. 

На границах территории будущей Италии, сбоку, остался проход до подземелья Ада «Божественной комедии», вблизи края углубления самой воронки .. Стоит отметить, что много образов были взяты Данте из античных источников (Гомер, Вергилий).

В Дантовом Аду персонажи мифологического происхождения существуют с дьяволами из Библии. Харон, Минос, Цербер, кентавры, Минотавр превращены в дьяволов, которые наказывают грешников. Боги и полубоги античности демонизировались. В поэме рядом связаны все этические и эстетические моменты. Полностью все демоны: Цербер, Минос, Минотавр, Герион, бесы - откровенно уродливые. Кроме того, в «Божественной комедии» преобладают Средневековые мотивы - однозначно негативное отношение к врагу человеческого рода. 

Главная идея Средневекового дуализма  полностью и категорично расчленяет мир на пары противоположностей, группирующихся по вертикальной оси (верх символизирует собой добро: небо, Бог, дух, низ же представляет собой земное - сатану, зло, материю) выражается писателем в прямом образе восхождения вниз-вверх. Система потустороннего мира где материя и зло концентрируются в нижних пластах Ада, дух и добро которые увенчают райские высоты  и любое другое движение  представляется в поэме  вертикально: адские кручи и провалы, падение тел, ведомых тяжестью грехов, жесты и взгляды, даже словарь Алигьери находиться в категориях «верха» и «низа», в категоричных переходов от возвышенного до пониженного. Все это - характеристика Средневековой картины мира.

Обращение путешественника к античным писателям (Вергилию, проводнику и наставнику) есть одной из характеристик подготовки к Ренессансу в  творчестве Данте. Комедия - не текст для божественного вдохновения, а некая попытка выразить свой опыт, откровение. 

Так как поэту открывается система изображения высшего мира, он  и является проводником в загробный мир, это также есть элементами культуры Возрождения, ведь в Средневековье  только Богу или королю могла открыться истина. Можем заметить влияние «Энеиды» Вергилия на поэму Данте. Поскольку проводник был любимым писателем Алигьери отдельные сюжеты деталей и образы, например, сцена спуска Энея в Тартар к покойному отцу, были позаимствованы из «Энеиды» .

Снисхождение к Аду - это странствование в мир бездуховной материи, которое лежит гораздо ниже материальности повседневной жизни. Приближаясь в поэме к Люциферу все меньше человечными изображаются грешники. Фр. Де Санктис так отмечает это: «Человеческий вид исчезает: вместо него – карикатура, неприлично испорченные тела ... Начала человека и животного в них перемешаны, и самая глубокая идея, заложенная в« Злых щелях », заключается именно в этом перевоплощении человека в животное и животного в человека ... ».

Независимо от трактовки космогонический план поэмы, включая рассказы о структуре построения мира и все его принципы вместе с рассказом о судьбах и дорогах человечества по своему грандиозны. Очень структурную и продуманную до мелочей композицию имеет Комедия: поэма состоит из трех частей «кантиков», которые, согласно с католическим верованием, включает в себя изображение одной из трех частей потустороннего мира - Ада, Чистилища и Рая. Все части кантиков состоят из 33 песен, а первый имеет еще одну песню-пролог. В суммарности получается 100 песен при троичном делении: вся Комедия написана трех строчным строфами – терцинами.

Преобладание в композиции и смысловом построении Комедии числа 3 исходит от христианского видении троицы и магическом значении числа 3. Как раз это число есть основой для всей архитектоники потустороннего мира поэмы, которая продумана Данте до мелочей. Символизм пронизывает Комедию насквозь: все песни заканчиваются исключительно словом «звезды»; рифмуется имя Христа только с самим собой и в Аду его имя не упоминается нигде, как и имя Марии и т.д. 

Материальное начало затрагивает в Комедии духовный аспект. Все грехи в Аду вызывают форму наказания, которые прямо пропорционально изображают состояние души у людей склонных к данному пороку: похотливые вечно осуждены кружиться в адском вихре собственной страсти; злые находятся в вечной борьбе друг с другом,  погружены в вонючее болото; тираны бултыхаются в клокотавшей крови; торгаши изгибаются от тяжести навешанных на шее тяжеленных кошельков; предатели и продажные люди подвержены различным пыткам холода, олицетворяющие их холодные сердца и т.д. Склонность до материализации можно увидеть и в в сохранении на большинстве кругах постоянного телесного вида грешников. Чем тяжелее грех, который искупал  грешник в Аду, тем менее целостного телесного вида в нем было сохранено. Таков, например, Лес самоубийц.Подобную аллегорию на примере смешивания можно проследить в 7 круге Щелей, а именно у воров со змеями.

 Вселенная Данте основана на учениях астрономии Птолемея, христианской и католической теологии. Как раз прототип связи земли и неба, а также падения Люцифера можно проследить за догматами христианства. В этой поэме источниками, из которых черпал писатель для построения собственного мировоззрения, были: античные писатели, а также мифология античного мира, легенды и некоторые мифы. Собственные переживания, религиозные мотивы и новый стиль подачи произведений (а именно сосредоточение на собственном Я) после сплетения и долгого оформления, увидели свет уже в виде поэмы.

В свое время на жизненный путь и на самого поэта влияло политическая жизнь, которая сформировалось в условиях перманентной гражданской войны. Управление таким государством Данте видел по платоновской моделью: все решения монарха должны быть аргументированы советами философа. Платоническая традиция ярко имело свое отражение в XIII.

В своем Аду писатель пытался изобразить все человеческие пороки и грехи таким образом, чтобы казнь, которая будет ждать за совершенное преступление, наводила страх и заставляла задумываться еще при жизни читателя и, соответственно, не имела воплощение.

Чистилище в «Божественной комедии» Данте, это своеобразное очищение и осмысление собственных грехов. Это дорога, на осознание и принятие себя таким, какой ты являешься на самом деле. Само значение Чистилища окончательно закрепилось после поэмы, так как к ней, устойчивого осознания об этом «мире» люди не имели. Тем более, Средневековая эпоха не поддерживала возможности покаяния и прощения Бога. Гуманистическая философия, в этом контексте, присущая только Возрождению.

В Дантовом Раю царит только собственная воля, и эта воля для каждого служит блаженством. Просветительские идеи к познанию мира и собственно познания насквозь пронизывают идею этого мира. Это именно то место, где открываются глаза на ранее осознаваемые вещи. Проводником писателя в Раю становится любовь всей его жизни - Беатриче. Именно здесь он встречается с ней после десяти лет разлуки и на седьмом небе, третий раз может созерцать ее улыбку.